Что такое сигнализация штатная

В этой статье автоэлектрик Алексей Молотов отвечает на вопрос «Что такое сигнализация штатная?».

Функции у разных штатных сигнализаций могут быть разные: от пульта открытия центрального замка у дверей, до серьёзной защиты машины от угона. Так какими они бывают, и что из себя представляют?

Начнем с автомобилей подешевле и тех, что в базовой комплектации. Штатная сигнализация бюджетного автомобиля это, чаще всего, иммобилайзер. Это электронная система, которая не позволяет завести автомобиль при помощи похожего ключа или скрутки.

Итак, на бюджетных автомобилях, как правило, очень слабая система безопасности штатной сигнализации. Это и понятно, за небольшие деньги мощной защиты машины от угона ждать не приходится.

Она служит больше для отпугивания сиреной мелких жуликов. Поэтому если у вас такой вариант и машина остается ночью во дворе, или на улице, однозначно надо усиливать систему защиты.

А как обстоит дело у автомобилей бизнес-класса? Ведь это уже совсем другой уровень и совсем другие деньги, а значит и штатная сигнализация должна быть более совершенной и надежной. Так ли это?

Штатная сигнализация, устанавливаемая в автомобилях бизнес-класса, как правило, включает в себя несколько опций. В частности, центральный замок и электронную блокировку двигателя в случае попытки угона автомобиля.

При этом звуковой сигнал, подаваемый в этом случае другими сигнализациями, здесь отсутствует. Кроме того, у некоторых производителей бизнес-класса в штатную сигнализацию входят спутниковые системы противоугонной безопасности и GPS маяк.

Конечно, у каждого бренда по-разному, но, тем не менее, это уже более совершенные и более мощные охранные системы. К тому же, что очень приятно, такая защита ничего не будет вам стоить. Плюс ко всему, она заводская, поэтому не конфликтует с электросетью автомобильного бортового компьютера и надежно защищена от взлома. Её-то уж точно не нужно усиливать.

Для сведения: автопроизводители несколько раз в год меняют системы безопасности на одних и тех же моделях, неимоверно усложняя тем самым задачу угонщикам.

Но если вы всё равно сомневаетесь, остается один, пожалуй, самый верный выход – приобретите КАСКО или ОСАГО! Не спать же в машине?

Всё хорошо в меру. Главное, не переусердствуйте. Ведь в любом случае 100% гарантии от угона пока не придумано.

Сегодняшнее обсуждение мы начнем с четкого разграничения двух постоянно смешиваемых понятий:

  1. Сигнализация на автомобиль– устройство, задачей которого в первую очередь является оповещение владельца о несанкционированных действиях с автомобилем (вскрытие, буксировка, поддомкрачивание).
  2. Противоугонное устройство/комплекс – одно либо нескольких устройств, максимально увеличивающих время, необходимое для угона с целью увеличения вероятности обнаружения угонщика или оставления им автомобиля. В отличие от сигнализации, которая должна присутствовать в автомобиле явно (светодиодный индикатор, громкая сирена), от противоугонного устройства требуется максимальная скрытность расположения и подключений.

Таким образом, распространенное утверждение о том, что сигнализации не защищают автомобиль от угона, фактически верно – конечно, не в том смысле, что обычно вкладывают в него. Тем не менее подавляющее большинство автомобилистов выбирают сигнализацию в первую очередь по набору сервисных функций, которые к безопасности автомобиля не имеют никакого отношения. Стоит разобрать вопрос защиты автомобиля, начиная с самого начала.

Штатные сигнализации

В наше время подавляющее большинство выпускаемых автомобилей имеют те или иные противоугонные устройства, однако в силу массовости выпуска какой-либо защиты от угона, особенно на бюджетных иномарках, они не дают:

  1. Штатный иммобилайзер в момент включения зажигания единожды (в редких случаях наподобие Citroen C4 – регулярно) опрашивает антенну транспондера в поисках пассивной радиометки, встраиваемой в ключ. Полученный код сравнивается с кодами, занесенными в память блока управления, при совпадении запуск разрешается. Проблема в том, что практически всегда все, что нужно угонщику для отключения иммобилайзера – это получить доступ к диагностическому разъему автомобиля, чтобы переписать память контроллера под свой чип. Поэтому часто высказываемое утверждение о том, что сигнализации с автозапуском снижают защищенность автомобиля, демонстрирует лишь незнание предмета обсуждения – угонщик никогда не будет искать, где в автомобиле спрятан обходчик со штатным чипом, гораздо быстрее ему прописать свой;
  2. Штатная сигнализация – это примитивное устройство, управляемое радиоключом и подающее звуковой сигнал при открытии дверей/капота, включении зажигания без команды открытия с него. То есть фактически ее функционал полностью аналогичен дешевым китайским сигнализациям ценой около тысячи рублей, методы обхода также аналогичны – простой код радиоключей легко имитируется кодграббером.

Простота отключения штатных противоугонных средств стала следствием упрощения разработчиками процедуры перепрограммирования блоков управления: современные ЭБУ (речь не идет о блоке управления впрыском – обычно антенну иммобилайзера опрашивает бортовой контроллер, ЦЭКБС или BCM в разной терминологии) поддерживают перепрошивку непосредственно на автомобиле через диагностическую шину, соответственно алгоритм действий угонщика выглядит так:

Итак, вопрос о необходимости дополнительных средств защиты можно считать доказанным. Перейдем к тому, что нам предлагает рынок.

Сигнализации, фактически лишенные противоугонных свойств


Требования к сигнализации как части противоугонного комплекса

Сразу возникает вопрос: по каким критериям тогда отбирать сигнализацию?

Во-первых, в случае использования радиокомандных брелоков необходимо выбирать модель, использующую диалоговый код и желательно – с использованием частоты, отличной от стандартного диапазона 433 МГЦ (современные сигнализации высокого уровня используют частотные диапазоны с большей частотой). Принцип, изначально заложенный в диалоговый код, независимо от самого метода шифрования значительно затрудняет взлом. Устаревшие сигнализации (безразлично – однонаправленные или с обратной связью) используют только одну кодовую посылку от брелока к блоку сигнализации, если она удовлетворяет условия алгоритма шифрования, то безусловно, исполняется. Работа кодграббера в этом случае проста – перехватив единожды посылку, он, используя уязвимость примененного шифра, реверсирует полученные данные и извлекает так называемый ключ шифрования, после чего может генерировать команды, воспринимаемые взломанной сигнализацией как валидные (верные).

В то же время в системах с диалоговым кодом после получения команды сигнализация посылает на брелок запрос валидации и исполняет команду, только получив на кодовый запрос корректный ответ.

Итак, мы получили сигнализацию, стойкую к интеллектуальному взлому (показательный факт – крупные производители обещают премии в несколько миллионов за обнаружение уязвимостей в своих протоколах). Угонщику остается физическое вскрытие автомобиля – в этом случае сигнализация, встав в режим тревоги, должна начать работать как противоугонное устройство. Эффективными средствами противодействия угону можно считать:

  1. Применение радиореле блокировок – в отличие от обычных, их нельзя отследить по проводке, идущей от центрального блока сигнализации. После извлечения блока угонщик не сможет быстро обойти блокировку, так как защищенные радиореле цепи будут отключены в момент включения тревоги, и удаление центрального блока сигнализации на это никак не повлияет.
  2. Модульность – разделение противоугонного комплекса на несколько равноправных связанных между собой блоков, разнесенных по автомобилю.

Интересный метод повышения криптостойкости – это отказ от радиобрелока как такового. Сигнализации подобного рода используют пассивные или активные носимые радиометки, работая синхронно со штатной сигнализацией. После получения команды на открытие дверей такая сигнализация опрашивает окружающее пространство в поисках метки и при ее отсутствии переходит в режим тревоги, блокируя автомобиль. Малый радиус действия делает радиоперехват кодграббером, физически затрудненным – в этот момент необходимо находиться рядом с владельцем машины. Таким же образом автоматически реализуется функция антиограбления – так как и во время движения сигнализация продолжает опрашивать метку, вы сможете передать грабителю ключи, но далеко без вас машина уехать не сможет.

Третий вариант – ввод кода валидации с помощью штатных кнопок автомобиля. На машинах, имеющих полноценную CAN-шину, объединяющую все электронные блоки в единую сеть, сигнализация может получать информацию о нажатии практически любой кнопки в салоне. Задав некую комбинацию, которую необходимо нажать для разрешения запуска, Вы сможете поставить определенный барьер перед угонщиком даже в случае похищения ключей и радиобрелока/радиометки.

Телематика – за и против

Распространение покрытия мобильного интернета повлекло за собой появление на рынке большого количества разнообразных телематических сигнализаций. Под телематикой в данном случае понимается комплекс сервисных услуг, реализуемых через мобильную связь – получение информации о местонахождении автомобиля, отслеживание его маршрута по данным, передаваемым на сервер производителя и визуализируемым на карте через веб-сайт или мобильное приложение, возможность управления автомобилем из любой точки мира и удаленной блокировки двигателя в случае угона.

Автозапуск

Возможность запуска двигателя до момента открытия дверей может показаться неплохой альтернативой дорогостоящим автономным подогревателям. Однако на практике количество минусов сигнализаций с автозапуском становится существенным:

Когда автомобиль сходит с конвейера, многие компании-производители включают стандартную сигнализацию в комплектацию автомобиля. То есть, машина уже защищена, но заводская модель всегда была, есть и остаётся заводской моделью.

Конечно, в будущем владелец автомобиля может дополнить или поменять стандартную охранную систему. Но некоторые автолюбители оставляют штатную комплектацию.

Заводская комплектация работает точно так же, как и другие виды сигнализаций, у владельца автомобиля есть ключ, который управляет всей охранной системой.

В зависимости от модели, сигнал может быть контактным или бесконтактным. Но в последнее время бесконтактные виды ключей на стандартных моделях становится всё больше.

Как только владелец вставляет ключ в замок, блок управления считывает код и когда распознаёт сигнал, открывает дверь.

В бесконтактной (или беспроводной) системе брелок посылает сигнал, который система точно так же считывает.

Заводская комплектация охранной системы включает следующий набор функций:

  • автоматическое запирание всех входов и выходов (двери, багажник, капот), чтобы отключить сигнализацию или открыть дверь, необходимо использовать ключ;
  • блокировка двигателя во время несанкционированного запуска системы (иммобилайзер);
  • блокировка руля, когда автомобиль стоит на сигнализации;
  • подача звуковых сигналов;
  • обратная связь;
  • поиск машины через спутник;
  • датчик изменения положения автомобиля (удар, наклон, движение и т.д.);

Это спорный вопрос. Всё зависит от модели и пожелания клиента. Некоторые бюджетные варианты охранных систем обладают практически одинаковыми свойствами с заводскими аналогами.

Поэтому, если вы решили приобрести охранную систему, а у неё точно такие же функции, зачем платить больше.

Когда сигнализация обладает большим набором функций, а на штатной модели их меньше, следовательно, есть смысл менять систему.

Каждая модель сигнализации имеет свою инструкцию по настройке и эксплуатации. Чтобы определиться с выбором, стоит разобраться со всеми преимуществами и недостатками варианта охраны автомобиля.

Чтобы активировать и настроить штатную сигнализацию, необходимо потратить некоторое количество времени и терпения. Если вы не уверены в своих силах, рекомендуется вызвать специалиста.

Здесь приводится общая схема для стандартной сигнализации. У некоторых моделей настройка может отличаться.

Если не горит, значит всё в порядке, можно системой пользоваться, но если он начал гореть постоянным светом, тогда необходимо повторить всю процедуру заново.

В инструкции, которая прилагается к автомобилю, указано как это сделать.

Многие компании предусматривают два режима аварийного отключения системы.

Причин неисправностей очень много. Это может быть невосприимчивость автомобиля к сигналам брелка, отказ заводиться, даже если блок управления считал нужный код.

На это существует множество причин и возможностей решения проблемы:

  1. Радиопомехи, которые блокируют сигнал. Это могут быть вышки мобильных операторов, высоковольтные провода, стены, которые не пропускают сигнал. Для решения проблемы нужно подойти ближе к машине.
  2. Охранная система может давать сбои из-за аккумуляторной батареи.

Ложные срабатывания могут возникнуть из-за:

  • высокой температуры;
  • грома, сильных хлопков, взрыва петарды во время праздников и т.д.;
  • проблемы с проводкой;
  • замерзание системы;
  • радиопомехи;
  • особенность программного обеспечения.

Причин ложных срабатываний много, для их решения необходимо каждую рассматривать в отдельности.

Штатная сигнализация комплектуется сразу на конвейере вместе с автомобилем. Это удачное вложение для тех, кто хочет иметь стандартный набор охранных систем. Многие компании этот функционал расширяют и покупателям не приходится тратить дополнительные средства на установку охранной системы.

Если вы хотите расширить список охранных систем, лучшим решением будет приобрести новую сигнализацию, а заводскую отключить. Это не значит, что стандартная сигнализация хуже. В чём-то некоторые заводские системы надёжнее покупаемых аналогов.

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...